Будущее ремесленника, интервью со Стефано Мичелли

Вы не ищете работу, вы ее создаете

Так называется интересное эссе, легко читаемое, в котором четко обозначен путь к росту, основанный не на возврате к прошлому, а на совершенствовании ручных навыков и традиций нашей страны в сочетании с технологиями и предпринимательскими навыками. Тот факт, что автор является интеллектуалом, а также молодым преподавателем экономики и управления бизнесом в Университете Ка’ Фоскари в Венеции, приятно удивляет. Профессор Стефано Мичелли, отчасти благодаря двухлетней работе, проведенной в гостях у мелких операторов и крупных производителей, смог убедительно и документально обосновать свою теорию.

«Будущее ремесленников» — провокационное название для многих, но музыка для наших ушей, учитывая, что уже 40 лет мы поддерживаем ценность ремесленничества и распространяем его.
Каков ваш инновационный рецепт?

Рецепт перезапуска важной части нашей экономики, особенно тех секторов, которые мы называем «Сделано в Италии», находится прямо у нас под носом. Именно это ремесленное ноу-хау делает возможным международный успех наших компаний в области механики, моды, дизайна и агропродовольствия. Это ремесленное ноу-хау является наиболее характерной чертой нашего способа ведения бизнеса. Это характерно не только для малого бизнеса; это также неотъемлемый компонент средних предприятий, которые сегодня являются настоящей опорой нашего экспорта. В последнее десятилетие мы придали этому ноу-хау управленческое качество и продолжили экспорт, несмотря на все более жесткую международную конкуренцию. В этой книге я предлагаю перезапустить нашу экономику на мировом рынке, используя именно это ноу-хау.

Можем ли мы сказать, что итальянское мастерство и традиции следует рассматривать, наряду с художественным наследием и красотой территории, как два наших эксклюзивных ресурса, с большим потенциалом, который еще предстоит использовать, чтобы дать важный толчок нашей экономике?
До сих пор у нас был очень традиционный подход к производству и к экономике, которая от него происходит; мы думали, что модернизация нашей промышленной системы должна проходить обязательно через инвестиции, поддерживающие экономию на масштабе и большие размеры. Сегодня мы понимаем, что новые технологии делают эти убеждения устаревшими, по крайней мере, частично. В Италии существует прекрасная традиция производства индивидуальных изделий на заказ с сильным эмоциональным и культурным подтекстом, которые могут стать продукцией, высоко ценимой на международных рынках. Новая мировая буржуазия просит продукцию, подобную итальянской, при условии, что она отражает особенности культуры и мастерства, которыми мы обладаем.

То есть все это производство будет идти на экспорт, и наше возрождение должно прийти из-за рубежа?
Италия всегда ценила сильную международную перспективу; в последнее десятилетие, после вступления Китая в ВТО (Всемирную торговую организацию), мы пытаемся понять динамику новой географии мира. В последнее десятилетие, после вступления Китая в ВТО (Всемирную торговую организацию), мы пытались понять динамику новой географии мира. Придерживаясь трансатлантической модели, оси Европа-США, мы не были достаточно аккредитованы в качестве экономической державы в развивающихся регионах мира, в БРИКС или в странах, которые сегодня показывают лучшие результаты на международном уровне. Именно в этих странах нам нужно рассказать об Италии и ее истории; если Италия снова начнет развиваться, это произойдет потому, что она догонит тенденцию роста этих стран.

Какие субъекты должны взять на себя обязательства по стимулированию и повышению ценности нового ремесленного труда?
Я считаю, что каждый должен внести свой вклад: государственный сектор — путем упрощения налогообложения и бюрократии, торговые ассоциации — путем предложения новых услуг, университеты — путем обеспечения новых связей с исследованиями и обучением. Тем не менее, я очень верю в новый сезон стартапов для предприятий, которые могут изменить нашу модель роста за счет оригинального смешения новых технологий (особенно новых информационно-коммуникационных технологий) с традиционными ремесленными навыками. Если нам удастся запустить эти новые «гибридные» модели, если нам удастся привести в движение производственные и сервисные компании, которые рождаются на глобальном уровне и способны в полной мере использовать новые технологии, тогда мы действительно можем рассчитывать на возрождение сектора и общее движение в пользу всей экономики страны.

Читайте по теме:  Сборка кровати в японском стиле

Как преодолеть доминирующую культурную модель, которая считает ручную работу профессией второго сорта и продолжает производить молодых людей с навыками, которые не нужны рынку труда?
Мы привлекаем нашу молодежь, делая ставки на различных уровнях. Один план, конечно, экономический: мы должны быть в состоянии показать, что за этой экономикой есть ресурсы, есть работа. Но я считаю, что недостаточно говорить о работе и ресурсах. Мы должны быть в состоянии удалить часть пыли с образа мастерства. Мы должны донести это до людей и сделать это привлекательным. Эта деятельность по культурному перезапуску проходит во многом через СМИ, особенно СМИ нового поколения: нам необходимо включить эту трудовую деятельность в воображение молодежи, а это требует приверженности и воображения.

В своей книге вы упоминаете американских мастеров: какие точки соприкосновения могут быть между их работой и итальянским мастерством?
Американские мейкеры — это движение, которое можно назвать технологическими ремесленниками: ремесленники, которые много внимания уделяют технологиям, особенно электронике. Это явление, в отличие от того, что происходит в Италии, имело большую культурную легитимность: известные журналы, такие как Wired и Make, а также престижные институты поддержали это движение. Политики также проявляют интерес к этой динамике, поддерживая целую дидактическую деятельность в школах, чтобы приблизить людей к новым технологиям, особенно к 3D-печати. Мы в Италии должны учиться у этого движения. Прежде всего, мы должны учиться на том, что им удалось привести в движение в области культуры.

Должны ли мы в Италии делать то же самое, больше эксплуатируя наш Made in Italy?
Если мы хотим, чтобы в нашей стране сегодня вновь расцвели технологическая и научная культуры, мы обязательно должны пройти через восстановление ручных навыков. Студентам средних школ и университетов необходимо вернуться к экспериментированию, созданию приборов, непосредственному контакту с материалами и тем, что происходит в лабораториях. Если мы возродим эту культуру делания, практичности, я убежден, что мы также вновь откроем великие научные призвания. Если наука — это просто заучивание формул наизусть, то нашим молодым людям трудно принять это призвание.

В своей книге вы говорите, что мы должны понимать, какое значение придавать интеллекту типа «Т» (измеряемому тестами), но также насколько ценить интеллект версии «А» (интеллект мастерства). Как вы оцениваете наш проект «Manualità, un gioco da ragazzi» («Рукоделие — детская игра»), цель которого — приобщить детей к ручным навыкам, начиная с начальной школы?
Думаю, следует сделать важную предпосылку: за последние 15 лет мы отдали наибольшее предпочтение деятельности по манипулированию символами и, следовательно, деятельности, осуществляемой символическими аналитиками, работающими за компьютером. Мы забыли, что одной из форм доступа к знаниям является именно связь с материей через делание. Сегодня мы призваны уравновесить этот перекос, вернуть любопытство молодых людей к открытию мира, которое проходит через ручной труд. Я считаю, что такие операции, как Manualità Ragazzi, чрезвычайно важны, потому что они дают молодым людям возможность по-новому открыть для себя мир.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: