Редакционная статья из Rifare Casa №42 за ноябрь-декабрь 2015 года
Автор: Никла де Каролис
Квартира, в которой освещение выполнено в соответствии с точными эстетическими и функциональными правилами, может быть теплой и уютной даже без мебели, однако важность системы освещения, реализованной с правильным дизайном, все еще не ясна большинству людей. Почти всегда проект освещения сводится к тому, где проложить кабели для размещения светильника, к выбору люстры или бра, но редко кто оценивает (а это требует специальных навыков) и беспокоится о том, какой свет, какой интенсивности, какого цвета, каким будет общий результат. В 1935 году японский писатель Дзюнъитиро Танидзаки в своем эссе «Книга теней», полемизируя против излишеств современного электрического освещения, писал, что западные люди, отдавая предпочтение зрению, обесценивают другие ощущения (слух, осязание, обоняние), создавая дисбаланс в экологии чувствительности и даже основывая поиск благополучия на раздражении определенных органов чувств. Это соображение актуально и сегодня, только подумайте, как раздражает наше зрение слишком яркий свет некоторых заведений или ужасные вывески, мигающие неподходящими цветами, или как грустно нам заходить в дома с кухнями, освещенными холодным неоновым светом. Из-за неправильного освещения мы смотрим на лица других людей (а также на свои собственные, когда проходим перед зеркалом) и видим их уродливыми, с темными кругами, как у дяди Фестера из «Семейки Аддамс». Короче говоря, плохое освещение ухудшает ситуацию и заставляет все выглядеть мрачно, потому что оно ни в чем не имитирует гармонию и чередование естественного света и цветов, и это причиняет нам боль, даже если мы этого не осознаем. Марио Нанни, всемирно известный дизайнер освещения, перечисляет два из своих восьми правил хорошего дизайна, которые особенно бросаются в глаза: свет как строительный материал (указывая на его важность в процессе строительства) и свет как эмоция небытия (указывая на его способность подчеркнуть, сделать красивой и вызывающей среду, в которой, казалось бы, нет ничего). Это, по-видимому, основополагающие моменты для того, чтобы начать понимать потенциал этого выдающегося изобретения. Со страницы 74 вы можете получить представление о том, насколько интересна эта тема, особенно сегодня, когда эволюция в этом секторе, с чудесными светодиодными лампами, предлагает бесконечные возможности для эффективного и творческого дизайна.
8 правил искусственного света Марио Нанни, светодизайнер 1: присутствие/отсутствие, световое тело отказывает себе, чтобы дать место свету; 2: свет только там, где он необходим; 3: толщина света; 4: свет как строительный материал; 5: хвала тени; 6: свет в движении; 7: свет порождает цвет; 8: эмоция небытия