Осиное гнездо споров было разворошено, когда заместитель министра труда Мишель Мартоне на конференции, посвященной ученичеству, назвал молодых людей, которые слишком долго получают образование, «неудачниками». Это название, возможно, слишком красочное, вызвало у многих скандальный возглас и чувство обиды, тогда как было бы полезнее провести серьезную дискуссию о том, почему многие, слишком многие молодые люди живут годами в университете, практически ничего не заканчивая, под виноватой защитой родителей, которым нравится чувствовать себя полезными и обеспечивать их выживание (и зависимость).
Мартоне в более позднем интервью Лилли Грубер, среди прочего, сказал: «Я предпочитаю мальчика, который в 16 лет учится в профессиональном училище или, скорее, имеет контракт на ученичество, который выбирает, возможно, ручную работу и начинает заниматься. Наша страна отчаянно нуждается в людях, которые «делают». А вместо этого, к сожалению, есть два миллиона молодых людей, которые не учатся, не тренируются и не работают».
Мы все знаем о кризисе, который переживает наш глобализированный мир, и Европа в частности, в последние годы, мы знаем, как много молодых людей не могут попасть в мир труда, мы знаем их разочарование, когда они обнаруживают, что хваленая гибкость — это не более чем неустойчивость. Но многие ли из них готовы взять в руки молоток или кисть и освоить профессию в столярной или малярной мастерской? Или сколько вместо этого думают, что достаточно наводнить каждую продуктивную реальность графически совершенными учебными программами в иллюзии, что «рабочие места» волшебным образом появляются каждое утро?
Джанфранко Равази в статье, опубликованной в «L’Espresso», задается вопросом, почему труд водопроводчика, сапожника, сиделки, официанта, столь же благородный, как и труд, требуемый более интеллектуальными профессиями, который, однако, стоит труда и пота, «автоматически исключается из кругозора как недостойный».
Являются ли молодые люди, которые заканчивают школу в тридцать лет, неудачниками? Возможно, и нет, но они, безусловно, не проявляют инициативы и проявляют упрямство, достойное лучшего дела: почему они упорно стремятся получить диплом, как будто это верный путь к профессии в рубашке и галстуке, вместо того чтобы «запачкать руки» в ручной работе, в ремесле или коммерческой деятельности, в гениальной и творческой идее?
Этими вопросами задаются любители «сделай сам», которые всегда привыкли рассматривать свое хобби не только как здоровое времяпрепровождение, снимающее стресс от реальной работы, но и как разумный способ сэкономить деньги и получить полезные результаты для себя, для своей семьи и для общества, в котором они живут.