Со времен финикийцев обработка выдувного стекла получила распространение и развитие, продиктованное ее значительной полезностью
Сегодня сектор выдувного стекла является нишевым и в основном имеет художественный оттенок. Процедура элементарна, никаких технологически продвинутых инструментов не требуется, но необычная ловкость рук
Стекло производится из кварцевого песка , к которому добавляются оксиды натрия и калия, влияющие на его текучесть, и другие (кальций, барий, магний и цинк), стабилизирующие его механические и физические свойства; другие оксиды делают его более тонким, более или менее прозрачным, окрашенным в различные оттенки и т.д. Процесс его изготовления сложен и интересен, включает смешивание компонентов, плавление в печи, рафинирование и собственно обработку с использованием самых оригинальных техник, изобретенных мастерами-стеклодувами (первые из них датируются третьим тысячелетием до н.э. и были финикийцами!).
Переохлажденная жидкость
В материаловедении стекло технически определяется как переохлажденная жидкость . Старейшая техника — выдувание стекла , до сих пор выполняется вручную, опытными мастерами, которые создают удивительные предметы, используя лишь несколько простых предметов и собственные навыки. Эта техника предполагает использование длинного язычка, называемого » blowing reed «: мастер, дуя в язычок, надувает, словно воздушный шар, кусок стекла, настолько горячего, что он плавится и становится жидким, как мед. Когда стекло расширяется, мастерство заключается в том, чтобы придать ему желаемую форму, учитывая промежуток времени до того, как оно начнет застывать.
Очевидно, что всегда можно приблизить артефакт к пламени, чтобы вернуть мягкость, часто для дополнительного моделирования, часто для создания стыка с другим элементом. Помимо этой техники, называемой свободным выдуванием стекла , существует также техника, называемая выдуванием из формы .
В отличие от первого случая, в котором мастер придает предмету искусную форму, используя только воздух и некоторые простые инструменты, такие как ножницы и плоскогубцы, во втором случае накаленное стекло расширяется и прилипает к стенкам формы.
Стекло, выдутое в технике муррины
Выдувное стекло выдувное стекло с декоративной техникой муррин является одним из самых древних, известных римлянам и найденных на Мурано в начале восьмого десятилетия 19 века. Термин был введен в современное время в 1878 году аббатом Винченцо Занетти , который внес большой вклад в возрождение муранского стеклоделия после длительного периода кризиса, и, вероятно, происходит от термина myrra (духи) как потому, что эти вазы предназначались для хранения духов, так и потому, что вазы, изготовленные александрийскими мастерами-стеклодувами и привезенные Помперо в Рим, были сделаны с использованием разновидности флюорита, который выделяет особый аромат.
Из чего состоит техника
Техника заключается в соединении стеклянных стержней разных цветов для создания определенного цветового эффекта, затем их нагревают для получения единого стержня. Затем тростник разрезается для получения серии маленьких дисков, которые, расположенные в соответствии с заранее разработанным дизайном, нагреваются, обрабатываются и выдуваются для получения окончательной формы объекта.
Для формирования простой муррины с концентрическими перекрывающимися слоями необходимо иметь в печи тигли с мягким стеклом разных цветов. Рабочий набирает небольшое количество стекла из первого тигля на кончик железного стержня, затем сразу же покрывает его несколькими слоями разных цветов до получения цилиндра, который прокатывается по толстой железной или бронзовой пластине; рабочие-«съемники» растягивают сусло, чтобы довести его до запрограммированного диаметра. В этом случае получается муррина с узорами в виде концентрических кругов, но мягкое стеклянное пюре можно вставить в форму с вертикальными ребрами в форме цветка, звезды или сердца. Полученные таким образом стержни (точнее, трости) используются для изготовления «мозаичных» бусин, тарелок и чаш и, наконец, подвесок. Но они также могут быть использованы для создания уникальных творений, таких как эти драгоценные вазы от Venini.
- Отрезки тростника различных цветов собираются холодным способом на керамической форме, чтобы сформировать квадрат, а затем нагреваются.
- Основание вазы формируется на длинном стержне.
- Эта основа используется для обертывания квадрата, сделанного из отрезков тростей; светящееся стекло основы приклеивается к стеклу квадрата и закрывает его, образуя цилиндр.
- Это регулярное прокатывание по металлической поверхности
- …и время от времени возвращать его в духовку.
- Движения должны быть быстрыми и решительными
- Горшку придают форму, растягивая горлышко длинными щипцами.
- Самый узкий участок горловины получается путем прокатки цилиндра по краю металлической пластины. Артефакт время от времени возвращают в печь, чтобы поддерживать нужную температуру стекла.
- Длинные щипцы помогают шаг за шагом определить окончательную форму, которую необходимо придать вазе.
- Необходимо большое мастерство, чтобы искусно маневрировать щипцами
- При вращении вазы вокруг стержня ее рот остается открытым и обычным.
- Мы находимся на стадии окончательной корректировки формы
- …при непрерывном прохождении в духовке.
- С помощью плоскогубцев, используемых не для сдавливания, а для раздвигания, формируется расширяющееся горлышко вазы.
- Ножницы используются для обрезания излишков и придания регулярности верхнему ободу вазы.
- Ваза готова, осталось только отсоединить дно от длинного стержня, который поддерживал ее на протяжении всех этапов работы.
Venini и некоторые ее дизайнеры
Для изготовления ваз «Глаза» температура внутри печей составляет 1200 °C
Вазы «Occhi» изготовлены с использованием техники Murrine — маленькие стеклянные сектора, вырезанные из длинных тростей, изготовленных Venini. Трости в данном случае двух цветов, внутренний и второй, который покрывает первый; секторы складываются в виде мозаики на металлической поверхности, которая нагревается, так что муррин превращается в единый лист стекла, который затем обрабатывается мастером-стеклодувом в форме вазы. Venini Art Glass
- Маттео Тун: В 2011 году он разработал «Susanni», масштабные аксессуары для меблировки, которые воспроизводят прозрачные, элегантные и хорошо пропорциональные кухонные банки. «Alla
Morandi» — это три серии, каждая из которых состоит из 3 бутылок по 30+5 штук, из выдувного стекла и стекла ручной работы, затем глазурованного и шлифованного, на известняковом основании. - Gae Aulenti: Исчезнув в 2012 году, с 1993 года она создавала различные предметы для Venini, такие как ваза Geacolor (внизу) из разноцветного стекла, выдутого и обработанного вручную; Torto e Ritorto, ограниченная серия из 9 работ с арабскими цифрами + 9 с римскими цифрами скульптур из выдувного стекла Rosso Pulegoso; Ginepro Mirtillo Ribes, ограниченная 99 работами с более чем 300 маленькими черными сферами, нанесенными горячим способом.
- Алессандро Мондини: Он руководил Casabella Modo и Domus, сотрудничает со студией Alchimia и различными индустриями, создает объекты, мебель, среды и инсталляции. Он был удостоен награды Compasso d’Oro за дизайн, а его работы можно найти в различных музеях и коллекциях. Для компании Venini с 1987 года он разрабатывает светильники и предметы (внизу — Grande Alzata, ограниченная серия из 99 работ, техника Murrine).
Тадао Андо: Японец, самоучка в архитектуре после работы водителем грузовика и боксером, он основал архитектурную студию в 1969 году. В 2011 году он начал сотрудничать с компанией Venini, для которой разработал серию Veliero (торшер, панно и настольная лампа) и лимитированные серии Ando и Ando Time по количеству и цвету (90 и 49 работ каждого цвета).
- Бьянкони (1915-1996), сначала графический дизайнер и иллюстратор для Mondadori, Bompiani и Garzanti, познакомился с Паоло Венини в 1946 году и начал работать со стекольным заводом. Создавая движение и цвет в своем стекле, он установил современную связь с историей Мурано, дав жизнь таким сериям, как «Фигуры делла Коммедиа», «Тьеполо», «Фаццолетто», «Сирены», «Пеццати» и многим другим.
Фото кредиты: Alessandra Chemollo — Gabriele Basilico